Принцип удовольствия и принцип реальности в “Положениях” Фрейда

Принцип удовольствия

Первая часть цикла заметок о принципе реальности и принципе удовольствия опирается на прочтение работы Фрейда «Положения о двух принципах психического события», опубликованной в 1911. В этой работе Фрейд обозначает принципом удовольствия высшую тенденцию, которой подчинены первичные бессознательные процессы души. Таким образом, путь к пониманию того, что вобрал в себя термин принцип удовольствия, лежит через понимание бессознательных первичных процессов. В этой же работе первичные процессы души, характеризуются как «пережитки» и «более старые» и предполагается, что существовала фаза развития душевных процессов, на которой они были единственными. Первичный процесс и принцип удовольствия связывается Фрейдом формулой: первичные процессы нацелены на получение удовольствия и от того что может доставить неудовольствие психическая деятельность отстраняется при помощи механизма вытеснения.

Размышления о приведенной формуле Фрейда оставляют нерешенными ряд вопросов, которые в последующих работах Фрейда получат разрешение. Куда помещается вытесненные психические акты, связанные с неудовольствием? В логике подчинения принципу удовольствия бессознательного, вытесненному, приносящему неудовольствие не место в бессознательном. И следующее размышление – какова связь первичного и вводимого Фрейдом вторичного процесса, исполняющего в данном случае функцию вытеснения. В случае вытеснения, есть ли необходимость разграничения душевных процессов на первичный и вторичный?

Переход от принципа удовольствия к принципу реальности

Причиной послужившей для введения принципа реальности является по мысли Фрейда «властное требование внутренних потребностей». Но при прочтении текста, можно сделать вывод о том, что попытка удовлетворения этих потребностей галлюцинаторным путем потерпела неудачу. И как следствие возникает стремление душевного аппарата изменить реальные условия внешнего мира. Таким образом, появляется новый принцип душевной деятельности – принцип реальности: способность душевного аппарата отказаться от приятных галлюцинаторных представлений и в связи с этим переход к представлению того, что реально, для последующего изменения.

Не совсем ясным после этого описания остается ряд моментов. Как можно различить «приятное» галлюцинаторное представление и представление того, что реально? Почему душевным аппаратом была изначально предпринята попытка галлюцинаторного удовлетворения? Что представляет собой властное требование внутренней потребности?

Опубликовано Автор: admin Рубрика Читаем Фрейда. К началу статьи.