Заметка о заметке о «чудо-блокноте» Зигмунда Фрейда

Заметка о «чудо-блокноте» Зигмунда Фрейда не относится к монументальным работам основателя психоанализа. Можно сказать, что эта работа, написанная осенью 1924 года и содержащая всего несколько страниц, малоизвестна большинству читателей психоаналитической литературы. Хотя, заметка о «чудо-блокноте» Зигмунда Фрейда содержит несколько интересных моментов, о которых хотелось бы рассказать здесь.

Обращает внимание на себя стиль изложения, который с первых строк идет от первого лица, что не очень характерно для работ Зигмунда Фрейда. Интересен контекст первого предложения, из которого можно сделать вывод – Фрейд относит себя к невротикам, а не к нормальным людям, так сначала идет конструкция «когда я не доверяю своей памяти», а затем говорится что невротики «делают это очень часто». Мой вывод конечно, поверхностен, но текст, уже, наводит на размышления о невротиках и нормальных людях. Невротики означаются меткой «не доверяю своей памяти». При преобразовании «не доверяю» в форму «сомневаюсь» (можно вспомнить случай Человека-Крысы с его сомнениями) явно виден контекст невротичности. Но именно в такой жесткой форме («не доверяю») она отсылает к явлениям психотического порядка\беспорядка – мании преследования и бреду ревности, а также к паранойяльной уверенности в определенном знании (я точно знаю, что моей памяти доверять нельзя).

Чудо-блокнот Зигмунда ФрейдаЗаметка о «чудо-блокноте» это одна из редких работ, где Зигмунд Фрейд подбирает метафору, которую читатель может сам пощупать руками, носящую менее умозрительный характер, чем иные используемые им метафоры: щупальца, солнце и земля, плазмодии. Но именно в этом случае метафора становиться близкой читателю, позволяя, как никогда ранее, приблизиться к мысли Фрейда из-за своей понятности и даже наглядности. Даже сегодня, спустя почти 100 лет после написания заметки, мы можем приобрести приспособление подобное «Чудо-блокноту», например, в онлайн-магазине «Озон», есть возможность заказать «Волшебную доску», в названии которой все также сохраняется элемент магичности.

Зигмунд Фрейд подробно описывает устройство и механизм работы чудо-блокнота, послужившего метафорой для системы В-Сз (восприятие-сознание). При прочтении этой работы у меня появилась мысль: «А компьютеры? Вот бы во время Фрейда были компьютеры! Наверно, он их бы привел в пример, но называл бы он тогда их несовершенными? Чудо-блокнот по мысли Фрейда явно проигрывает возможностям душевного аппарата человека по возможностям восприятия и сохранения информации».

Абзац, где Фрейд пишет о несовершенстве подобных вспомогательных приспособлений, отсылает к сегодняшней цивилизации протезов, где уже открыто, признано, что протез-машина превзошел человека. Даже слово протез-машина, в котором сливаются два пола в Одно, может означать, что при слиянии появляется нечто более совершенное и имеющее самостоятельное, а не вспомогательное значение по отношению к человеку. Кто знает, возможно, в скором будущем возможна ситуация, когда человек проиграет машине не только в шахматы, но и в игру «Кто из нас человек?».

После описания самого чудо-блокнота и аналогии его работы с системой Восприятие-Сознание Зигмунд Фрейд говорит, что данная аналогия не имеет ценности, если не проследить ее несколько дальше. А дальше следует мысль, что чудо-блокнот иллюстрирует решение проблемы распределения двух функций (сохранения и восприятия новой информации) распределяя их между отдельными, но связанными частями – системами. Причем, Фрейд не уходит в разного рода биологические локализации, не ищет Место, измеряемое миллиметрами коры головного мозга. Фраза «отдельные, но связанные части», это именно то, что говорит Фрейд, не опошляя мысль лобными долями и измерениями по типу глубоко/на поверхности. Системы по его мысли примыкают друг к другу, а не находятся сверху, снизу или в некоем подчиненном или властном отношении.

Предпоследний абзац содержит одну из самых смелых мыслей в этой работе. Зигмунд Фрейд пишет о работе катектических иннерваций посылаемых изнутри душевного аппарата (но не уточняет, что имеется ввиду под изнутри) к системам Восприятие-Сознание и передаваемых дальше в бессознательное. Именно за счет этих иннерваций и действует душевный аппарат, а с их прекращением его деятельность прекращается. Эта мысль, позволяет Фрейду выдвинуть смелую идею – подобный способ функционирования душевного аппарата – прерывный, периодический, а если идти дальше – темпоральный, лежит в основе возникновения представления о времени! Было бы интересно проследить за развитием этой идеи у Зигмунда Фрейда, но в последующих работах эта мысль больше не появляется.

Опубликовано Автор: admin Рубрика Читаем Фрейда. К началу статьи.