Отделение Фрейдом невроза тревоги от неврастении

«Об основании для отделения определенного симптомокомплекса от неврастении в качестве «невроза тревоги», работа написанная Фрейдом в 1894-95 гг. Это первая работа, в которой Фрейд делает теоретическое обоснование для отделения клиники невроза тревоги от других невротических картин. Сам феномен тревоги, Фрейд рассматривал и ранее, в том числе и в своем докладе «О психическом механизме истерических феноменов», который был зачитан Фрейдом в 1883 году. Но как мы видим из названия работы, которой посвящена данная статья, то речь заходит уже не о рассмотрении, а именно об обосновании, отделении, выделении.

Уникальность текста данной работы поражает, во-первых, изобилием различных клинических картин и терминов. Так уже во введении мы встречаем: истинную неврастению, неврастенический невроз, псевдоневрастении и даже меланхолию. Второе, что меня поразило, это создание, буквально, классификации, четкой и последовательной, где создается впечатление, что Фрейд измерил и высчитал всевозможные симптоматические проявления невроза тревоги, начиная с общего возбуждения и заканчивая диареей. Но при этом интересным моментом этой классификации, является логика, в которой красной нитью проходит идея сопоставления и разъединения симптомов невроза тревоги от симптомов других клинических картин. И если о разъединении заявляет уже название работы, то сопоставление, на мой взгляд, это демонстрация логики Фрейда, которая уже в этой работе четко указывает нам на то, что для того, чтобы что-то отделить, мы должны это, прежде всего, сравнить, отождествить.

В одной из глав, Фрейд рассматривает проявление и этиологию невроза тревоги, который, в общем-то, сводится к сексуальной жизни во всем, разнообразно описанном, ее проявлении, хотя есть и уточнение, о существовании отличной этиологии, но «в целях данного краткого сообщения, Фрейд позволяет себе пренебречь случаями с сомнительной или отличающейся этиологией». Хотелось бы поставить акцент на слове «сомнительной», так как в этом контексте, и в развитии логики Фрейда далее в этой главе, оно позволяет переформулировать данную фразу и само это слово в следующий вариант «Фрейд позволяет себе пренебречь этиологией, в отличии (т. е. НЕ сексуальная этиология) которой он сомневается». Собственно, именно так я бы и озаглавила последующий текст, где логика разворачивается в описании всевозможных сексуальных успехов\поражений, которые влекут за собой возникновение-не возникновение невроза тревоги, уточняя, что для более точного описания следует рассматривать мужчин и женщин по отдельности.

Следующим удивительным моментом данной главы для меня стал coitus interruptus , который из абзаца в абзац занимает место, буквально главного героя, и, не смотря на усердное старание Фрейда развести этиологию женского невроза тревоги от мужского, именно он становится виновником его возникновения у обоих. И вместе с ним возникает другой интересный момент – беспрестанное повторение слова «вредность». Coitus interruptus и вредность вступают в соревнование по частоте их употребления, из чего можно сделать вывод, что одно является предикатом другого, что Фрейд и демонстрирует заключительным выводом второй главы, констатируя: «Лица, которым coitus interruptus внешне не причиняет вреда, на самом деле из-за него становятся предрасположенными к нарушениям, присущим неврозу тревоги, и эти нарушения однажды могут прорваться спонтанно или после тривиальной, несоответствующей по своим последствиям травмы подобно тому, как в результате суммации у хронического алкоголика в конечном счете развивается цирроз или другое заболевание или под воздействием жара возникает делирий». Последнее сравнение весьма интересно .

И вот, наконец, описав симптоматику и этиологию невроза тревоги, Фрейд приближается к теоретическому подходу. Что возникает на этой перспективе? А возникают, ни много ни мало, несколько основных положений, которые, в последствии, станут отправными в рассуждениях Фрейда на тему невроза тревоги. Итак, coitus interruptus выводит Фрейда к вопросу о коррелятах психического, соматического, сексуального, ответ на который он формулирует следующим образом: «механизм отклонения невроза тревоги следует искать в отклонении соматического сексуального возбуждения от психики и как следствие в ненормальном использовании этого возбуждения». И здесь, на мой взгляд, мы и видим одну из отправных точек , а именно препятствие психической переработке соматического сексуального возбуждения, логику которого мы попробуем проследить в более поздних и уже психоаналитических текстах Фрейда, а также, как следствие, Фрейд подчеркивает и разводит понятие внутреннего/внешнего – эндогенного/экзогенного, говоря о возникшем внутреннем возбуждении, которые в дальнейшем получат развитие таких понятиях как “раздражитель” и “влечение”.

Опубликовано Автор: admin Рубрика Читаем Фрейда. К началу статьи.