Не-два: логика, любовь и Бог у Лакана

Перевод аннотации книги Лоренцо Кьезы «Не-два: логика, любовь и Бог у Лакана»

Книга Л. Кьезы «Не-два» фокусируется на изучении вопросов логики, любви и Бога9780262529037_1066x1600 в лакановской психоаналитической теории. В первую очередь Кьеза обращает внимание на те его работы, что вращаются вокруг логической, эротической и онто-теологической формулы «сексуальных отношений не существует». Эта формула, несомненно, задает для Лакана не только границы психоанализу как практике, эмпирически и исторически, но также обнажает суть бесчисленного количества неудач в любовном и сексуальном плане на бытовом уровне. Согласно Кьезе, данная формула позволяет поднять серию значительных вопросов: каким образом, работа логики позволяет субъекту компенсировать, хотя бы частично, отсутствие сексуальных отношений? Как нам удается наделить подобием жизни, такое чувство как любовь? Как мы воспроизводим себя в качестве вида, если секс невозможно представить символически? Лакан считает, что, будучи говорящими существами, мы создаем любовные отношения не в угоду сексу как некой «забаве». Скорее наоборот, секс возможен только потому, что мы любим, независимо от того каковы наши мотивы для того, чтобы переспать с другим. Любовь – это желание быть Одним вопреки отсутствию сексуальных отношений. Как утверждает Кьеза – любовь, это то, что полагает подлинное «не-два», ведь встреча субъекта с фундаментальной неисчислимостью Другого несводима к другому Одному. Лакан изображает этого Другого как «женщину», вне биологических дефиниций, как ту, что «не существует». В то же время, «мужчину» он видит, как расщепленное и противоречивое существо, который живет исключительно как подобие Одного.

Книга «Не-два» –  это также исследование вопроса истины. Если «сексуальных отношений не существует» как знак предельного тупика и одновременно как основа субъективности, то истина, в своей основе, совпадает с истиной неполноты.  Что имеет в виду Лакан? Лоренцо Кьеза тщательно разбирает этот момент через обсуждение смежности понятий «Реального и существования», детализируя тот способ, из-за которого им приходится вступить в тесный диалог с современной наукой и формальной логикой, и одновременно критиковать их. Для Лакана истина неполноты, по мере приближения психоанализа через сексуальность, позволит двигаться дальше на пути развенчания традиционной онто-теологии. Это подразумевает, в частности, тот догмат, согласно которому «нет ни малейшего сомнения, что Один есть, и что бытие есть Одно». По сути дела, ключевой вопрос возникает из этого многосоставного поля исследования, изолирующего ту точку, которую Кьеза использует для пристального анализа творчества Лакана, чтобы идентифицировать через соединение его сомнений, колебаний и противоречий, контуры пара-онтологии, обозначенные только им. Полагая истину неполноты как основу сексуальности и субъективности говорящего животного, можем ли мы помыслить истину в себе без превращения неполноты в другую истину об истине, то есть, в некую другую фигуру Бога как абсолютного существа? Его спорадические высказывания по этому поводу  указывают в сторону агностики как на единственно возможную логическую связь с материалистическим атеизмом.  Даже после «смерти Бога», а именно, того факта, что истина неполноты предстает перед нами как безусловная, мы не можем исключить, что неполнота есть полная истина об истине о противоречивом Боге, который морочит нам голову. Такая сложная теоретическая позиция отнюдь не означает непреодолимую точку практического паралича. Скорее, ее следует понимать как начало новой освободительной этики и политики, которую нам предстоит изобрести по ту сторону Лакана.

В книге «Не-два» Л. Кьеза уделяет большое внимание интерпретации и пониманию, весьма замысловатой лакановской логике сексуации, которая пользуется «дурной славой», и критике онто-теологии, которая ей сопутствует. Какая-либо литература на эту тему, с ее чудовищной смесью формализации, классической философии, девиации фрейдизма и биологии редка и ограничена исключительно журнальными статьями. Более того, некоторые лакановские семинары на эту тему только недавно были опубликованы на французском языке. Сосредотачиваясь главным образом на тех работах, в которых обсуждается аксиома «сексуальных отношений не существует», Кьеза максимально тщательно объясняет нам то, как  Лакан стремился формализовать сексуальные различия. К примеру, он посвящает целую главу генеалогии формул сексуации в Семинаре XVIII – где Лакан прокладывает себе путь через исходные теоретические положения пропозициональной логики Фреге, с целью их неограниченного применения в так называемой фаллической функции – которые остаются незамеченными другими. Линия его аргументов также явно онтологическая, то есть он полностью следует лакановскому программному призыву прибегнуть к формализации для того, чтобы провести размежевание, отделив Одно от бытия. В отличие от других авторов, Кьеза отдельно углубляется в те места, где Лакан разбирает сексуальность, предложенную мейнстримом биологического дискурса. Разработка новой логики сексуации, основанной на неполноте, требует, во-первых, отказа от любого сомнительного логоса жизни, и всего того, что порождает его как телеологическую «эволюцию».

Перевод Елены Маркевич

Под редакцией Виктора Мазина

Санкт-Петербург 2014г.